Базовые понятия

Райдер

Райдер – это уже устоявшееся название человека, который управляет самокатом, велосипедом, скейтом, сноубордом или другим средством перемещения. Тех кто управляет машинами принято называть водителями, а не райдерами.

Спот

Спот – специально оборудованное место для отработки экстремальных элементов на самокате, скейте, роликах и т.п.
 

Основные узлы самоката

Грипсы

Грипсы – накладки на ручки руля, которые предназначены для предотвращения проскальзывания ладоней рук во время езды на самокате. Изготавливаются грипсы из не скользких материалов, например, из резиновые, паралоновые, гелевые (анатомические). Обычно грипсы пористые или ребристые. Для прогулочной езды и всем детям рекомендованы паралоновые грипсы, для экстремальной езды на самокате больше подойдут резиновые или гелевые.

Держатель для складных ручек

Держатель для складных ручек – специальное приспособление, предназначенное для крепления ручек к рулю в сложенном состоянии. Обычно держатели ручек делаются из пластмассы таким образом, что при необходимости они могут быть сняты. Держатели для складных ручек удобны для переноски самоката после покупки или во время длительного хранения. В остальных случаях используются крайне редко.

Хомут (зажим) регулировки высоты руля

Хомут (зажим) регулировки высоты руля – или как его еще называют «быстрый зажим» (quick clamp) необходим для регулировки высоты руля. Принцип работы – открыл, вытащил, закрыл. Обычно изменять высоту руля необходимо после покупки самоката в зависимости от роста владельца. Оптимальной высотой руля для самоката считается на уровне пояса таким образом, чтобы руки на руле лежали свободно и не требовали дополнительных усилий при езде.

Руль (Т-образный)

Руль (Т-образный) – предназначен для направления самоката в нужном направлении. Руль для самоката может быть цельным или со складными ручками (складной руль). При этом цельный руль может быть съемным. Большинство современных самокатов имеют складной руль. Цельный руль, в основном, используют в профессиональных самокатах для трюков. Такие рули, обычно, имеют двойные сварочные швы и дополнительные трубки для придания крепости. В самокатах для трюков необходим широкий руль для того, чтобы было удобно совершать трюки и сложные элементы. Начинающие экстремальщики предпочитают покупать более дешевые профессиональные самокаты для дальнейшего самостоятельного улучшения (убираются складные ручки, вставляется трубка нужного диаметра и прикручивается насквозь несколькими болтами).

Ремень для переноски

Ремень для переноски – предназначен для удобного транспортирования самоката. В первую очередь очень полезен если райдер передвигается не только на самоката, но и на общественном транспорте. Есть самокаты со штатными креплениями для ремней и ремнями, но также есть и универсальные. Ремень для переноски самоката не подходит для экстремальных трюковых самокатов, т.к. мешается при прокручивании руля на 360 градусов.

Рама

Рама – это основная часть самоката, которая в большей мере определяет ездовые характеристики самоката. Рама для самоката состоит из деки (платформы для ног) и рулевой колонки (место для крепления руля). Рамы бывают складные и цельные. Складные рамы весьма удобны для повседневного использования самоката (хранение и передвижение на общественном транспорте), но совсем не пригодны для выполнения экстремальных элементов. Цельные рамы обычно имеют несколько швов для усиления конструкции, что повышает цену самого самоката. Необходимо учитывать что у бюджетных моделей самокатов (дешевле 5 тысяч рублей) не самые совершенные складные механизмы и при осмотре заметен небольшой люфт. Но на самом деле на самокатах ведущих производителей во время движения люфт складного механизма практически не заметен, так как именно он компенсирует небольшие неровности дороги и давление руками на руль при езде.

Тормоз

Тормоз – необходим для самоката, чтобы вовремя остановиться или снизить скорость. Есть ряд самокатов, которым тормоз, в принципе, не нужен. Это самокаты для самых маленьких от 1 до 3 лет. В этом возрасте дети еще плохо координируют свои действия и не могут полноценно пользоваться тормозами. В этом случае тормозом выступают пластиковые колеса без подшипников, которые не позволяют малышам набирать большой скорости. Тормоз для самокатов бывает ножной (по принципу – наступил, остановился) и ручной V-brake или дисковый. На некоторые самокаты с большими надувными колесами устанавливают сразу два ручных тормоза – на передние и на задние колеса.

Колесо

Колесо – колеса для самокатов играют определяющую роль в ходовых характеристиках самоката. Колеса бывают полиуретановые (еще их называют гелевыми), пластиковыми и надувными (велосипедные колеса). Также колеса для самоката могут быть маленькими или большими. Маленькие колеса используются на детских, а также на экстремальных самокатах. Самокаты с большими колесами (больше 200 мм) называют большими и используют чаще взрослые для скоростных прогулок. На самокатах с надувными колесами можно ездить не только по ровному городскому асфальту, но и по бездорожью (ямам, булыжникам и песку).

Подставка

Подставка – необходима для удержания самоката в вертикальном положении и представляет интерес, во многом, тем, кто предпочитает долгие городские прогулки на самокате. Подставка для самоката входит в базовую комплектацию некоторых моделей, а на некоторые может быть установлена как дополнительная опция.

Шкурка

Шкурка – специальный материал, чаще напоминает мелкую наждачную бумагу, которым покрывается дека для того, чтобы во время езды не соскальзывали ноги с самоката. Большинство производителей делают яркие шкурки, чтобы привлечь внимание покупателей. Иногда на шкурках изображены мультипликационные герои.

Дека

Дека – часть рамы, предназначенная для постановки ног райдера. Иногда деку называют платформой для ног. Обычно дека сделана из того же материала, что и вся остальная часть самоката - из стали, алюминия или пластика. Но есть некоторые модели, на которых установлена дека из дерева. Деревянные деки необходимы прогулочным самокатам для амортизации неровностей дороги. Пластиковые деки устанавливаются на детские модели самокатов, чаще это именно трехколесные детские самокаты. На большинстве современных самокатах установлены полые алюминиевые деки, которые позволяют уменьшить вес самоката не теряя при этом прочность.

Складной механизм

Складной механизм – устанавливается на раму для крепления деки и рулевой колонки. Складной механизм позволяет значительно уменьшить место, необходимое для хранения самоката (поэтому самокат может поместиться под стол или в шкаф). Каждый крупный производитель самокатов старается разработать свой уникальный дизайн складного механизма.

Втулка

Втулка – специальная основа-ось, на которой вращается колесо. Бывают исполнения в виде сложной велосипедной втулки, аксель-болта, обычного болта, или металлической оси.

Подшипник

Подшипник – определяет запас хода, т.е. как далеко проедет самокат после разгона без дополнительных усилий. Чем качественнее подшипники в колесах для самокатов, тем меньше усилий нужно прикладывать при езде. Чаще всего в современных самоката встречаются подшипники ABEC-5, ABEC-7, ABEC-9.

Вилка

Вилка – служит для крепления колеса по средствам втулки. Вилки бывают обычные и усиленные.

Рулевой хомут

Рулевой хомут – хомут, который прижимает рулевую стойку к рулевой колонке. Отличаются материалом изготовления и количеством болтов, которые держат хомут. В обычных самокатах для катания и занятий финесом достаточного одного болта, а для экстремальных вариантов, обычно, используют от 2 до 6 болтов.

Рулевая стойка

Рулевая стойка – полая трубка, предназначенная для закрепления руля. Складные рули опускаются внутрь рулевой стойки.

Рулевая колонка (стакан)

Рулевая колонка (стакан) – предназначена для крепления рулевой стойки к раме. Внутри рулевая колонка имеет подшипник для обеспечения максимального комфорта при повороте руля.
 

Геометрия самоката

Ширина руля

Ширина руля – расстояние между двумя дальними окончаниями ручек в сложенном состоянии.

Минимальная высота руля

Минимальная высота руля – расстояние от деки до верхней части руля при минимальном вытягивании руля из рулевой стойки.

Максимальная высота руля

Максимальная высота руля – расстояние от деки до верхней части руля при максимальном вытягивании руля из рулевой стойки.

Длина деки

Длина деки – обычно это расстояние от ножного тормоза до складного механизма.

Ширина деки

Ширина деки – расстояние между двумя крайними сторонами деки, перпендикулярное длине деки.

Длина рамы

Длина рамы – считается от начала рулевой колонки и до места крепления заднего колеса.

Размер колеса

Размер колеса – диаметр колеса.